Роберт Капа (Robert Capa) - классик фотоискусства и основоположник военной фотожурналистики.

Роберт Капа (Robert Capa, настоящее имя Эндре Эрнё Фридман; 22 октября 1913, Будапешт — 25 мая 1954, Тхайбинь, Французский Индокитай) — фоторепортёр еврейского происхождения, рождённый в Венгрии. Старший брат Корнелла Капы. Классик фотоискусства. Основоположник военной фотожурналистики.

fa20130124t1a
Robert Capa at Segovia front, Spain (1937) | © INTERNATIONAL CENTER OF PHOTOGRAPHY

 

Родился в еврейской семье в Будапеште (по другим данным, в Надькапоше, ныне Словакия). Подростком был вовлечён в объединение левых интеллектуалов и деятелей авангардного искусства (Munkakör), а также участвовал в протестах против правого авторитарного режима Миклоша Хорти. Накануне публикации его первой фотографии в 1931, был за свою политическую деятельность арестован венгерской секретной полицией. Его знакомая, жена полицейского офицера, добилась его освобождения на условиях, что Эндре Фридман немедленно покинет Венгрию. В итоге, переехал в Берлин, посещал лекции в Высшей школе политических наук, начал заниматься фотожурналистикой. «Boston Review» описывала его как левого, демократа и антифашиста.

capa_robert_2408_1992_427628_fullscreen
 

В 1932 сделал в Копенгагене серию портретов Льва Троцкого, имевшую большой успех в печати. Перебрался в Париж, где познакомился с Анри Картье-Брессоном. C 1935 выступал под псевдонимом. Сопровождая ополчение марксистской партии ПОУМ, был на фронтах Гражданской войны, где сделал свой классический снимок смерти республиканского ополченца (изначально считалось, что это боец ПОУМ, затем его опознали как анархиста Федерико Борелла Гарсиа, но это тоже оспаривается) в момент, когда того настигла пуля. Под Мадридом погибла его подруга и коллега, немецкая фотожурналистка Герда Таро, случайно раздавленная маневрировавшим танком.

В 1938 работал фотокорреспондентом во время японско-китайской войны. В 1940 переселился в США. Работал в северной Африке и Италии. В 1944 снимал высадку союзнических войск в Нормандии (знаменитая фотография «Великолепная одиннадцатка» с Омаха-бич). В 1947 вместе с Анри Картье-Брессоном и др. основал фотоагентство «Магнум», в 1951 возглавил его, но в 1953 был вынужден переехать в Европу, спасаясь от маккартизма.

 

 

В 1947 году вместе с писателем Джоном Стейнбеком получил приглашение в Советский Союз, где в течение нескольких месяцев документировал повседневную жизнь. По результатам этой командировки была создана книга «Русский дневник» («Russian Journal») с фотографиями Капы.

 

1a36f01bc3b92e33b000efed8de01ebc
 

moscow1
 

gessen_1-112113-1
 

 

В 1948 и 1950 работал в Израиле. Погиб во Вьетнаме в самом конце Индокитайской войны, случайно подорвавшись на мине.

Дружил с Хемингуэем и Стейнбеком, оформлял их книги.

6825585752_e6e0272eb4_b
Ernest Hemingway and his son Gregory. Sun Valley, October 1941.

 

Классик фоторепортажа. Один из родоначальников военной фотографии, прошедший Вторую Мировую войну на европейском театре военных действий. Один из пяти основателей агентства «Магнум Фото». С 1955 пресс-клуб США ежегодно вручает фотожурналистам «Золотую медаль Роберта Капы» за лучшие фоторепортажи, созданные с риском для жизни.

Псевдоним «Роберт Капа» — результат мистификации, организованной совместно с Гердой Таро, для успешной продажи фотографий. Герда специально распространяла среди журналистов слухи о «знаменитом и богатом американском фотографе», который готов продать свои снимки. Роль вымышленного персонажа играл Фридман, фотографируя различные события и продавая свои фотографии под этим псевдонимом. Когда мистификация была раскрыта, Капа уже был достаточно известен как фотожурналист и публика уже знала его под этим именем.

После смерти Капы, в 1955 году была учреждена награда Золотая медаль Роберта Капы, которая присваивается фотожурналистам, за «лучший опубликованный фоторепортаж из-за рубежа, потребовавший исключительной храбрости и инициативы»

Награждённые

  • 2006: Паоло Пеллегрин, Magnum, «True Pain: Israel & Hizbullah»
  • 2005: Крис Гондрос, Getty Images, «One Night In Tal Afar»
  • 2004: Эшли Гилбертсон (Aurora), The New York Times, «The Battle for Fallujah»
  • 2003: Каролин Коул, The Los Angeles Times, «Covering Conflict: Iraq and Liberia»
  • 2002: Каролин Коул, The Los Angeles Times, «Church of the Nativity: In the Center of the Siege»
  • 2001: Люк Делахайе Magnum для Newsweek, «Afghanistan»
  • 2000: Крис Андерсон (Aurora), The New York Times Magazine, «Desperate Passage»
  • 1999: Джон Стэнмейер (SABA), Time, «The Killing of Bernardino Guterres in Dili, East Timor»
  • 1998: Джеймс Нахтвей Magnum, Time, «Indonesia: Descent into Madness»
  • 1997: Хорст Фаас/Тим Пэйдж, Random House, «Requiem: By the Photographers Who Died in Vietnam and Indochina»
  • 1996: Коррин Дюфка (Reuters), «Liberia: From a Dead Man’s Wallet»
  • 1995: Энтони Сво, Time, «Grozny: Russia’s Nightmare»
  • 1994: Джеймс Нахтвей Magnum, Time, «Election Violence for South Africa»
  • 1993: Пол Уотсон, The Toronto Star, «Mogadishu»
  • 1992: Люк Делахайе (Sipa Press), «Sarajevo: Life in the War Zone»
  • 1991: Кристофер Моррис (Black Star), Time.
  • 1990: Брюс Хэйли (Black Star), U.S. News & World Report
  • 1989: Дэвид Тэрнли (Black Star & The Detroit Free Press) «Revolutions in China and Romania»
  • 1988: Крис Стил-Перкинс Magnum, Time, «Graveside Terror»
  • 1987: Джанет Нотт, The Boston Globe, «Democracy: What Price?»
  • 1986: Джеймс Нахтвей, Time/GEO (German edition), «Island at War»
  • 1985: Питер Магубане, Time, «Cry for Justice: Cry for Peace»
  • 1984: Джеймс Нахтвей (Black Star), Time, «Photos of El Salvador»
  • 1983: Джеймс Нахтвей, Time, «Lebanon»
  • 1982: Гарри Мэттисон, Time.
  • 1981: Руди Фрей, Time.
  • 1980: Стив Маккарри, Time.
  • 1979: Кавех Голестан, Time.
  • 1978: Сьюзан Мейселяс, Time.
  • 1977: Эдди Адамс (The Associated Press), «The Boat of No Smiles», о вьетнамских «людях в лодках».
  • 1976: Катрин Лерой (Gamma), Time, за освещение боёв в Бейруте.
  • 1975: Дирк Халстед, Time, освещение событий во Вьетнаме.
  • 1974: У. Юджин Смит, Camera 35.
  • 1973: Дэвид Барнетт/Рэймонд Депардон/Чарльз Герретсен (Gamma Presse Images), «Chili»
  • 1972: Клайв Лимпкин, Penguin Books, «Battle of Bogside»
  • 1971: Ларри Барроуз, Life.
  • 1970: Киоши Савада (United Press International)
  • 1969: Йозеф Куделка, Look, «A Death to Remember»
  • 1968: Джон Олсон, Life, «The Battle That Regained and Ruined Hue»
  • 1967: Дэвид Дуглас Дункан, Life и ABC.
  • 1966: Генри Хюэт (The Associated Press)
  • 1965: Ларри Барроуз, Life.
  • 1964: Хорст Фаас (The Associated Press), освещение Вьетнамской войны
  • 1963: Ларри Барроуз, Life, освещение Вьетнамской войны
  • 1962: Петер Дехмель/Клаус Дехмель, NBC, «The Tunnel»
  • 1960: Юнг Су Квон, NBC
  • 1959: Марио Бьясетти, CBS
  • 1958: Пол Брак, CBS, освещение событий в Ливане
  • 1956: Джон Садови, Life
  • 1955: Говард Сохурек, Magnum для Life

 

robert-capa-111
Una delle immagini più famose di tutti i tempi: “Morte di un soldato lealista spagnolo” di R. Capa, 1936 (fonte: Internet)

Foto1

La locandina della Mostra (fonte: Internet)

robert-capa-d-day-landing-at-normandy-1
 

capa
 

01
 

 


PAR799921
 

i-boris-pahor0002
 

robert_capa_budapest
 

2-JFK-campaigning_Cornell-Capa
 

559
 

 

Андрей Матузов24 декабря 2015
637
 0.00