Glance

35.0

Chris von Wangenheim: шок и трепет

Рано утром 10 марта 1981 года на одном из Карибских островов спортивный автомобиль вылетел за пределы шоссе и врезался в дерево; водитель погиб. Больше никто не пострадал - пассажирка, подружка водителя, осталась жива. За рулем был Крис фон Вангенхайм (Chris von Wangenhaim), знаменитый фэшн-фотограф. К тому моменту фон Вангенхайму было всего 38 лет.

 

crash_shelley_smith_1978_jpg_422_north_1160x_white
 

Его жесткие, сексуальные, декадентские снимки до сих пор остаются образцовыми иллюстрациями высокого гламура 1970-х годов. Фон Вангенхайм нашел свою форму в начале десятилетия. Его чувствительность точно соответствовала новым тенденциям моды, которые уже воплощали Хельмут Ньютон и Ги Бурден. 

patti-hansen-nightlife-is-your-dior-dior-ad-1976-photo-chris-von-wangenheim-4
 


Благодаря шокирующим сюжетам фон Вангенхайм быстро стал известен. Одной из его протеже была легендарная Джиа Каранджи. При её великолепной фигуре, говорил фон Вангенхайм, любое фото Каранджи могло стать главным в журнале. Фон Вангенхайм привнес личную историю, страсть и одержимость в свою работу. Он преуспел в построении иллюзорного, но характерного и убедительного мира хрупкого, опасно соблазнительного гламура. "Хорошая фотография моды", писал он в 1980 году, "дает обещание, которое никогда не сдерживает".   

chris-von-wangenheim-vogue-march-1973
 

 

74091-835b3-60156217-400-ud6e17-1
Кристоф Фон Вангенхайм родился в 1942 году в Бреслау, в семье польско-немецких аристократов, в роду которых встречались интересные персонажи: один из членов фамилии, Густав фон Вангенхайм был актером и снимался, в том числе, у Мурнау в "Носферату, симфония ужаса" (1922) и у Фрица Ланга в "Женщине на луне (1929). Отец Криса, Конрад, известный спортсмен и убежденный нацист, стал героем Олимпиады 1936 года. На состязаниях по стипль-чезу (скачки с препятствиями) он упал вместе с лошадью во время прыжка и сломал ключицу. Но сумел подняться и закончить круг, завоевав олимпийское "золото". Этот эпизод есть в фильме Лени Рифеншталь "Олимпия 2" (1938). В 1944 году офицер Конрад фон Вангенхайма попал в плен на русском фронте - через девять лет он покончил с собой, находясь в заключении. Крис никогда не знал отца, но обстоятельства жизни родителя определенно повлияли на творчество сына: например, в фотосессии для Vogue он превратил моделей в олимпийских атлетов. Также, нельзя не заметить, насколько часто он использовал в кадре лошадей - возможно, как дань памяти отцу. Однажды он назвал один из подобных снимков "символическим портретом семьи". Холодный сексизм, почти на грани садизма, определял предпочтения фон Вангенхайма в изображении женщин. Все эти элементы собраны на обложке приложения к итальянскому Vogue 1975 года: холеная, как породистая лошадь, модель, обрисованная как "бесстрашная амазонка на родео", "упакована"  в шикарную узду из кожи и металла от Hermes.

 

GLOSS-5-1
 

Крис увлекался фотографией с ранних лет, хотя при поступлении в университет выбрал архитектурный факультету. Однако первая страсть все-таки взяла верх и в 1965 году он отправился в Нью-Йорк, где стал ассистентом фотографа. Через три года Крис обзавелся собственной студией. Первый заказ Вангенхайм получил от Harper's Bazaar, а с 1969 начал сотрудничество с Vogue - сначала с итальянским изданием, затем и с американским. Он обратил на себя внимание почти сразу, снимая в самых неожиданных местах. Например, в лаборатории климатического контроля американских BBC модели позировали рядом с высокочувствительным к инфракрасному излучению манекеном, предназначенным для отработки аварийных ситуаций. Красивый мужчина, с амбициями, обладающий энергией и европейским шармом, не говоря уже о таланте - вскоре его буквально завалили заказами. Вангенхайм создавал сильные и запоминающиеся образы, его снимки приводили в замешательство консервативно настроенную публику. Вот, элегантные женские ножки обутые в сверкающие "шпильки" яростно разбивают экран телевизора - - осколки разлетаются по всему полу; в рекламе бижутерии Dior доберман со зверским оскалом вцепился в украшенную браслетом руку модели Лизы Тейлор. На других снимках девушка привязана к дереву, стоит перед горящей машиной, размахивает револьвером, от которого идет дымок. В отличие от тех фотографий, которые обычно публиковались в Vogue, эти воздействовали на зрителя на интуитивном уровне. Александр Либерман, креативный директор, был восхищен: "Я всегда могу доверить ему любую сложную съемку..."А своего соотечественника, великого Хельмута Ньютона, он встретил, когда они оба работали на съемках в Италии, и у Ньютона тогда слегка поубавилось спеси: "Он был вроде вундеркинда, и я горжусь тем, что в какой-то степени оказал влияние на его работу".

 

photographed-by-chris-von-wangenheim-1973
 

Конечно, фон Вангенхайм был способен сделать страндартную фотографию для модного журнала - и нередко делал это за хороший гонорар, - но его лучшими работами были те, что шокировали своей сексуальностью. Даже самые заурядные фото Джиа в джинсах и жакете, стоящей за сетчатой металлической оградой, имели фрейдистский подтекст, а тень от вертолета, набежавшая на лужайку среди ясного дня, придавала вечерним нарядам отчетливую тревожность.

 

1135555
 


Однако главные модные журналы не могли воспринять все его идеи, и самые эротичные фантазии фон Вангенхайма нашли поддержку в Qui и Playboy. Он усугубил мотив железной сетки. Теперь обнаженная Джиа должна была залезать на ограду и спрыгивать с нее. Один из очевидцев вспоминал: "Это было потрясающе. От прыжков на сетку ладони Джиа кровоточили. Но ей это нравилось. Было три часа утра, снимки получились фантастические".

 

MX-2600N_20110808_134315_001
 

В Нью-Йорке 1970-х Крис, как и многие богатые и знаменитые, неистово развлекался в культовом клубе Studio 54 - гедонистической вселенной того времени. Зимой 1976 года галерея Rizzoli устроила выставку под названием "Мода как Фантазия", главной задачей которой было обозначить характерные признаки этого одержимого гламуром момента истории. Конечно, фон Вангенхайм принял в ней участие, в числе таких непохожих друг на друга художников как Ричард Бернштейн, Джим Дайн, Руди Гернрайх, Дэвид Хокни, Карл Лагерфельд, Роберт Мазервелл и вездесущий Энди Уорхол. 

 

chris-von-wangenheim-girls-with-horse-1975
 

Ключевые иконы стиля 70-х почитали за честь сниматься у Криса. Волнующие портреты таких красавиц и див как Бьянка Джаггер, Грейс Джонс, Дайана Росс появлялись на обложках журнала Энди Уорхола Interview, а эротичные фото актрисы Ракель Уэлч украсили страницы Playboy. Редакторы самых крупных изданий говорили, что "его снимки показывают опасную сторону красоты". В фильме "Глаза Лауры Марс" (Eyes of Laura Mars, 1978), зловещей нью-йоркской истории о fashion-фотографе и убийствах, с легкостью можно узнать почерк Вангенхайма в сценах фотосессий - именно его работы стали неким прообразом.

 

Gia-getting-tattooed-1980
 

gia-carangi-1979-a-fixture-at-the-burgeoning-punk-club-getting-tattooed-for-a-1980-issue-of-harper_s-bazaar-chris-von-c2adwangenheim-color
 

210
 

 

 

photo-by-c-von-wangenheim-1971-isa-stoppi
 

january-jones-feature-1
 



Но увлечение наркотиками и полное пренебрежение коммерческой стороной модного бизнеса привели к тому, что фон Вангенхайм стал терять даже самых свободных от предрассудков заказчиков. Его близкий друг, фотограф Ральф Гибсон, заметил: "Я никогда не видел, чтобы кто-нибудь так расквасился. Я только смотрел, как талантливый человек буквально разваливается, распадается на части". Вангенхайм впал в кокаиновую зависимость. Стал халтурить, выполняя заказы журналов, которые дали ему старт - главным образом это были все те же итальянский и американский Vogue. Его брак распался. В отчаянии Крис уехал на Карибы. Словно что-то предвидя, второпях написал завещание. А через несколько дней погиб...

 

http://ana-lee.livejournal.com/268826.html

Майя Лейтлова20 января 2016
375
 10.88