FUJIFILM

1933.5

Человек с фотоаппаратом

Процесс съемки Ярослава похож на кадр ретро-фильма. За плечом рюкзак с пленкой и экспонометром, а перед глазами штатив с камерой и темной тканью. Как создавать снимки размером до 3 м за один кадр и почему он не снимает «с рук»? Рассказал сам фотограф.


 

 

 

 


- Сегодня нет никакой проблемы, чтобы подобрать и купить себе «мыльницу» или «зеркалку». А вот, думаю, с покупкой крупноформатной камеры может быть сложность. Где же Вы ее нашли?

Ярослав Амелин: Как ни странно, купить крупноформатную пленочную камеру сегодня не сложно. Во-первых, производителей, которые прямо сейчас выпускаю современные модели, больше десятка (то есть даже больше производителей цифровых зеркальных фотоаппаратов). Это Linhof, Arca-swiss, Cambo и т.д. Во-вторых, так как подобные Ярослав Амелин,
фотограф

камеры устаревают только спустя десятки лет, много б/у фотоаппаратов на аукционах вроде eBay. И, наконец, есть магазин в Москве, который специализируется на подобной технике: Kutuzov-photo.ru.

- На первый взгляд, она крайне тяжелая. С такой камерой и спортзал не нужен J Сколько она весит? 

Я.А.: Да, это тяжелая техника и всех это пугает. Но давайте разберемся. Например, я много снимаю фотокамерой Arca-swiss 4х5 дюймов (то есть с размером листовой пленки 10х12 см). Она вместе с объективом весит около 3 кг. Конечно, у вас в комплекте должно быть несколько объективов, кассеты, экспонометр, штатив. В итоге получается фоторюкзак 8-12 кг. Но современная зеркальная фотокамера с несколькими профессиональными объективами и ноутбуком весит не меньше. Если же мы возьмем мой второй комплект камеры Toyo 8х10 дюймов (пленка 20х25 см), то это уже 20-25 кг все вместе. Однако, как я всегда говорю, никого почему-то не смущает как снимают кино: а это десятки людей, камера на рельсах и т.п. Основное то, что получаемый результат стоит того, а для любителей путешествовать есть очень компактные комплекты, когда фотоаппарат 4х5, объектив и кассеты будут весить 3-4 кг.


Ярослав снимает на берегу Печорского моря.
Источник:
https://amelin-photo.art/avtor

- Получается, что съемка с рук невозможна?

Я.А.: Да, и это прекрасно! Вообще, большинство хороших фотографий делаются со штатива. Даже цифровой зеркальной камерой такие жанры как пейзаж и архитектура лучше фотографировать со штатива. Я регулярно встречаю фотографов, которые много снимают с рук и считают, что их кадры резкие. На самом деле это не так. Если бы они использовали штатив, их снимки были бы существенно резче и лучше. Попробуйте! Я же тоже использую цифровые зеркальные камеры и понимаю, как это бывает: чем выше чувствительность – тем хуже качество, чем лучше качество – тем длиннее выдержка, чем длиннее выдержка – тем больше «шевеленки» (смазанных объектов на изображении из-за дрожания камеры – прим. ред.), и стабилизаторы помогают только до какого-то предела.

- В чем преимущества крупноформатной камеры?

Я.А.: Основное преимущество в комплексе свойств. Это и возможность изменения положения плоскости резкости в пространстве на подобие тилт-шифт объектива для зеркальных камер, только более универсально; это управление перспективой в кадре, когда можно сохранить вертикали вертикалями или, наоборот, искусственно «притянуть» ближний план; это до сих пор очень высокое качество листовой фотопленки.

Я не люблю прямые аналогии в пикселях, но для понимания, если отсканировать листовой слайд 10х12 см, вы получаете аналог 100 (сто) мегапиксельной камере, а если 20х25 см, то 400 (четыреста). 

Благодаря широкому формату  можно
ощутить себя «внутри» работы.
Фото: https://amelin-photo.art/avtor

Удивительно, но фотографировать на пленку с таким качеством до сих пор дешевле, чем покупать очень дорогие (и часто ненадежные) цифровые системы. А матрицы по 400 мегапикселей пока доступны только в космических технологиях. Отдельно подчеркну, что вы получаете кадр за один «щелчок», без длительной сшивки многорядных панорам. Мне это очень важно в пейзаже, где многие состояния длятся не больше минуты. Наконец, большой формат, наверное, самая творческая часть фотографии, так как крупноформатной камерой можно снимать все «альтернативные» процессы: цианотипию и др., и, конечно, ч-б.                                                         

Цианотипия – фотографический процесс, который при печати дает кадры голубого оттенка.

- А пленку делаете на заказ или еще находятся производители?

Я.А.: Листовую фотопленку для крупноформатных камер еще достаточно просто купить, и в России тоже. Слайд (цветная фотопленка на просвет) выпускается Fujifilm, среди черно-белой пленки лидирует Ilford. Я думаю, ближайшие 5 лет слайд еще будут производить, а черно-белая фотопленка вообще никогда не уйдет – её проще делать и спрос на неё не уменьшается.

 

Так выглядит камера формата 20х25 см.
Фотосъемки в люпиновом поле, 2014
Фото:
https://amelin-photo.art/avtor

- Как я понимаю, на широкоформатную камеру Вы снимаете только пейзажи? Почему их? И возможно ли работать с ней в другом, скажем, портретном, жанре?

Я.А.: Я пришел в крупноформатную фотографию благодаря пейзажу, так как там очень важна детализация на всех планах работы: дальнем, среднем и ближнем. И, как раз, благодаря наклону плоскостей, я мог сделать одинаково резкими и ближние детали и дальние. Плюс пейзаж часто раскрывается в большом размере, когда зритель может ощутить себя «внутри работы», а для этого нужно высокое качество: большие листы пленки или очень много пикселей. Фотографировать на большой формат можно все, и портреты тоже. Это, сложнее, чем «обычной» камерой, но по всему миру много фотографов, которые этим заняты. Традиционной областью для большого формата является архитектура и интерьер. Что же касается меня, то я в основном специализируюсь на пейзаже, так как мне нравится это делать.

- Напечатанные фото по-настоящему огромны! Такие не сохранишь в альбоме :)  Что делают с ними покупатели?

Я.А.: Легче всего хранить большие работы на стене. Это правда! Еще я показываю их на фотовыставках. Дело в том, что когда работа не просто большая, а еще в ней можно увидеть все детали и плавные тональные переходы между ними, это прекрасно! Зритель, даже если не может понять, с чем связано такое качество работы, всегда чувствует это качество.

FUJIFILM10 февраля 2018
188
 0.00