Арабеска / Arabesque 1966

«Арабеска» (Arabesque) — американский художественный фильм, триллер 1966 года режиссёра Стэнли Донена. Художник по костюмам — Кристиан Диор (номинация на премию BAFTA 1967 года за лучший дизайн костюмов в цветном кино).

Сюжет

Американский профессор университета, исследователь древних египетских иероглифов Дэвид Поллок (Грегори Пек) оказывается втянутым в паутину международных интриг. Всем необходимо знать, что зашифровано в египетском тексте, поэтому происходит преследование за профессором. Неожиданно появляется помощь в лице прекрасной Ясмин Азир (София Лорен). И действительно, в этом мире лжи можно на кого-то рассчитывать?

В ролях

Грегори Пек — проф. Дэвид Поллок

София Лорен — Ясмин Азир

Алан Бадел — Неджим Бешрави

Джон Мэривел — майор Сильвестр Пеннингтон Слон

Гарольд Каскет — Мухаммед Луфти

Питер Стоун — Пьер Мартон

В 1960-е жанр шпионского фильма переживает настоящий расцвет. В 1965 году  продюсер и режиссер Стенли Донен, чья "Шарада" с Кэри Грантом и Одри Хепберн недавно получила оглушительный коммерческий успех, вознамерился повторить его. И снял "Арабеску"/Arabesque (1966) - до невозможности стильный иронический детектив с Софи Лорен и Грегори Пеком в главных ролях.

В отличие от "Шарады", в которой очень заметно влияние Хичкока, "Арабеска" черпает вдохновение из других источников - от фильмов о Джеймсе Бонде до "Ипкресс Файл" с Майклом Кейном. Хотя фирменные хичкоковские приемы всё же присутствуют, в "Арабеске" Стенли Донен гораздо более свободно обращается с условностями жанра. Кроме того, в визуальном плане картина совершенно сногсшибательна! Камера Кристофера Чэллиса (постоянного оператора Донена) творит чудеса, используя невероятные ракурсы и любую отражающую поверхность, нагнетая атмосферу таинственности и опасности. Британская академия кино и телевизионных искусств (BAFTA) высоко оценила изобретательность и инновации Чэллиса - в 1967 он выиграл в номинации "Лучшая работа кинооператора для британского фильма" (цветной фильма) за "Арабеску". В это трудно поверить, но кажется, Софи Лорен ещё никогда не выглядела столь прекрасной - её яркая красота здесь сияет и переливается всеми гранями. А наряды, которые для неё создал Марк Боан - дизайнер Дома Christian Dior - эффектно подчеркивают кошачью грациозность и королевскую стать актрисы.

74091-c526c-94687618--u8dda3-1

 

В "Арабеске" частично повторяется сюжетный прием, когда зрители до конца не знают, кому может доверять главный герой. Американский профессор лингвистики, специализирующийся на дешифровке иероглифов Дэвид Поллок (Грегори Пек), приезжает в Оксфорд и оказывается втянутым в паутину международных интриг. Он должен разгадать тайный смысл криптограммы, содержание которой интересует и шпионов, и нефтяных магнатов, и лидера Ближнего Востока. Неожиданно появляется помощь в лице соблазнительной Ясмин Азир (София Лорен), любовницы пижонистого магната Бешраави (Алан Бадель). Но друг она или враг? Игра в "кошки-мышки" начинается...

 

 

 

MV5BODA4MTM3YzQtMjYwZC00YjFiLTk5NDItNGNkYWUxM2RkNTBmXkEyXkFqcGdeQXVyMzI4Nzk0NjY@._V1_

Благодаря успеху "Шарады" и Одри Хепберн новостью моды стали наряды Givenchy. Стенли Донен убедил студию Universal "раскошелиться" на туалеты от Christian Dior для Софи Лорен в "Арабеске". По словам репортеров, шикарный гардероб из 12 ансамблей и 25 пар обуви обошелся студии в 150 тысяч долларов. Однако, какой бы ни была стоимость нарядов, шкафы Софи могли вместить гораздо больше, когда она привезла их домой после завершения съемок.

Если действие "Шарады" происходило в Париже, то "Арабеска" переносит зрителей в свингующий Лондон и окрестности. Как и в "Шараде", музыку к фильму написал Генри Манчини. Название "Арабеска" передает, с одной стороны, колеблющуюся неустойчивость, неопределенность, тревожное ожидание, а с другой стороны - обыгрывает слово "араб" как доминанту сюжета. Психоделические титры создал знаменитый Морис Байндер - автор всех заставок к фильмам про Джеймса Бонда. Первоначально роль профессора Поллока была написана для Кэри Гранта, но 62-летний актер решил, что уже слишком стар для романтических ролей и рекомендовал своего друга Грегори Пека, который моложе его на 12 лет. И это не первый раз, когда Пеку сыграл роль, предназначенную Гранту. Ранее он заменил его на «Римских каникулах» (1953), а во время съемок «Арабески» каждый раз, когда у него не получилось играть «смешно», он говорил режиссеру: «Помните, я не Кэри Грант». Софи Лорен вспоминала, что "с ним очень легко и приятно работать, несмотря на отсутствие комедийных искорок Кэри Гранта".

"Для одной из первых наших совместных сцен, скрывающийся Пек прячется в душе, где в это время нахожусь я. Так как мы едва знали друг друга, он постарался меня успокоить . "Не волнуйся слишком.  Это просто игра. Будем профессионалами". Я посмотрела прямо ему в глаза и хихикнула. "Что заставляет вас думать, что я волнуюсь?" - произнесла я, раздеваясь и вставая под душ. "Ничего, абсолютно ничего", - пробормотал Грегори, как только у него восстановилось дыхание", - рассказывает Лорен.

 

sophia-loren-and-gregory-peck-in-arabesque-1966-large-picture

Из-за плотного графика съемок двух популярных актеров, Лорен и Пека, расписанного на год вперед, Стенли Донен был поставлен в очень жесткие временные рамки. Картину необходимо было закончить в заранее определенное время - иначе пострадали бы контракты звезд на другие фильмы. Сценарий "Арабески", написанный по мотивам романа "Шифр" Гордона Котлера, отчаянно не устраивал режиссера. Оператор Кристофер Чэллис пишет об этом в своей книге Are They Really So Awful?: A Cameraman's Chronicle:
"Стенли бился с этим сценарием нещадно. Его переписывали десять раз и "с каждым разом он становился всё хуже и хуже", по его словам. "Наша единственная надежда спасти фильм - это сделать его настолько визуально интересным, насколько это возможно. Чтобы у зрителей перехватывало дыхание от красоты, необычности съемки и не было времени распознать, что за чушь там творится. Я хочу, чтобы каждый кадр был разным", - вот такие инструкции я получил от Стенли. Хорошо, что технологии в то время - линзы Panavision, рефлекс-камеры и световое оборудование - уже открыли целый ряд новых возможностей. Иногда кажется, что весь фильм как будто снят в отражениях чайных ложек, бокалов, подвесок люстр, зеркалах заднего вида машин, просто зеркалах, стекло аквариумов. Камера отворачивается от актеров и фокусируется на их крупных планах на любой отражающей поверхности".  Грегори Пек добавляет: "Если вы заметили, мы с Софи постоянно в движении - это потому что Стенли хотел "держать мяч в воздухе все время" и использовал каждый операторский трюк, который вы можете себе представить".

Такая креативная тактика режиссера, мастерство оператора и всей съемочной группы, харизма исполнителей главных ролей, выдающаяся визуальность и бешеная динамика превратили "Арабеску" в поп-арт феерию, наполненную незабываемыми кадрами!

MV5BMzY3ODY5OTQ4OF5BMl5BanBnXkFtZTgwMjAyMjU3MTE@._V1_SY1000_CR0,0,1235,1000_AL_
 

Arabesque-Wallpaper-classic-movies-5868095-1024-768
 

74091-6e8c4-94687617--u6c120-1
 

PC0504_l
 

74091-6a14a-94687571--ubb7e6
 

Серию портретов Софии Лорен к промо-компании фильма "Арабеска" сделал фотограф Ричард Аведон

74091-b5ffd-94687566--u894e0
 

74091-0a9c4-94687567--u9359a
 

74091-6e8c4-94687617--u6c120-2
 

74091-4335b-94687701--u8f4f9
 

74091-b525a-94687635--uf33ac
 

74091-9d50a-94687708--u410cf
 

74091-d2f2f-94687612--u1e285
 

 

 

SL1054 - Arabesque
 

tumblr_olfjzlVlHI1s2xmjxo1_1280
 

SophiaArabesque
 

008-sophia-loren-theredlist
 

bbd6f978381093c2d0b2ed695af692bd--sofia-loren-vintage-pictures
 

74091-2c656-94687577--ube328
 

e2150159d5e5ab2f02d5d441b91c480b
 

4d467f6a61eb90d080ae23042890ec5f--sofia-loren-hollywood-stars
 

6452c40b85b17f49f5fa1bf225b28fed--timeless-beauty-classic-beauty
 

003-sophia-loren-theredlist
 

3b5263efb9381773a513f79e4ce68d81--sofia-loren-a-kiss
 

77604a024ef1e9c7692c5484073406f2--hollywood-fashion-vintage-hollywood
 

276c301d586cb0587071b5f5ef329314--sofia-loren-cannes-film-festival

 

74091-e9798-94687568--u9934b
 

74091-df680-94687579--ubf568
 

74091-7c5d2-94687581--u2666b
 

74091-4b7a3-94687582--ubb20e
 

74091-c5df6-94687583--u47a42
 

74091-2485a-94687584--u8f203
 

Richard Avedon, Portrait of Sophia Loren for Arabesque directed by Stanley Donen, 1966

 

74091-6fe17-94687744--u42a62
 

74091-871a9-94687639--ude7aa
 

74091-a7200-94687642--uf786d
 

74091-2c656-94687577--ube328-1
 

74091-5eec3-94687564--uf919a
 

74091-bc57c-94687634--u14315
 

74091-92e79-94687645--u1838d
 

74091-8ebbd-94687578--ufade1-1
 

74091-627d8-94687740--u6413d-1
 

Любопытно, что на сайте Фонда Пьера Берже и Ива Сен Лорана (Fondation Pierre Bergé Yves Saint Laurent) в разделе Stage, где собраны работы Сен Лорана для сцены и кинематографа, можно найти упоминание о фильме "Арабеска". Там сказано, что костюмы для Софи Лорен в этом фильме разрабатывал Ив Сен Лоран (как мы видим на скриншотах)... Больше никакой достоверной информации об участии модельера в фильме мне найти не удалось. Однако, доподлинно известно - на премию BAFTA в номинации "Лучший дизайн костюмов" в 1967 году номинировался Дом Christian Dior. Победу одержала художник по костюмам Джули Харрис за фильм "Другой ящик" /The Wrong Box.
 

74091-d5ba2-94687628-m750x740-udf55f
 

74091-0425e-94687630-m750x740-u00211
 

74091-a5d3f-94687631-m750x740-u03dea
 

http://ana-lee.livejournal.com/296431.html

Niykee Heaton4 июля 2017
1045
 0.00