Старт цветной фотосъемки в России положен благодаря Сергею Михайловичу Прокудину-Горскому. Его собственные разработки позволили в начале ХХ века снимать цветные фотографии высокого качества и реализовать грандиозный проект по фотофиксации территории и быта Российской Империи.
С.М. Прокудин-Горский – первый фотограф в России, который снимал цветные фотографии. Оригинальные исследования и ряд экспериментов помогли ему найти собственную технику производства цветных диапозитивов. В своей работе он использовал метод цветоделения: делал три кадра, в каждом из которых на объектив устанавливались разные цветные фильтры (красный, зеленый и синий).
Технически метод не простой, зато фотографии получались высокого качества. Основной момент: во время съемки все объекты на фото должны были оставаться недвижимыми. Если объекты перемещались, то на конечной фотографии они искажались и их цвета размывались.
Для просмотра изображения использовался трехсекционный диапроектор с синим, красным и зеленым светом. Все изображения с трех ранее снятых пластин проецировались на экран одновременно, и фотографии выглядели цветными.
Сергей Михайлович был разносторонним человеком: изучал химию (был учеником Д.И. Менделеева), увлекался точными науками, участвовал в общественной жизни страны, вел преподавательскую и изобретательскую деятельность, был членом Императорского географического, технического и фотографического сообществ.
Горячее желание Прокудина-Горского запечатлеть просторы Российской Империи, ее население, культуру и модернизацию «в натуральных красках», а также поддержка этой идеи императором Николаем II, позволили фотографу реализовать по истине грандиозный проект фотофиксации Российской Империи.
Царская канцелярия выдала Прокудину-Горскому документы, которые давали доступ в места, которые были закрытыми для рядовых граждан, и позволяли сделать уникальные кадры в разных уголках империи. Министерство путей сообщения выделило фотографу специальный вагон, оборудованный темной комнатой. Для передвижения по водным артериям страны правительство предоставило небольшой пароход и моторную лодку, для съемок на Урале – автомобиль Форд.
Проект был рассчитан на 10 лет. В итоге автор планировал собрать 10 000 фотографий. За период 1909-1912 и в 1915 году фотографу удалось обследовать 11 регионов и собрать 3 500 кадров.
Увы, завершить работу не удалось: империя была уничтожена, царская семья расстреляна и страна, запечатленная фотографом, осталась лишь в памяти снимков.
После революции С.М. Прокудин-Горский навсегда эмигрировал из России. Многие снимки на стеклянных негативах были конфискованы у фотографа. В 1948 году уникальную коллекцию выкупила библиотека Конгресса США. В 1980 году кадры оцифровали и публично опубликовали.
Фотографии С.М. Прокудина-Горского – визуальная энциклопедия Российской Империи. Коллекция кадров показывает «в красках» архитектурные памятники страны, ее святые места - все то, что со временем подверглось массовым разрушениям и историческим потрясениям. Большая часть того, что запечатлел Прокудин-Горский, в настоящий момент не существует вовсе. Уникальные снимки коллекции не только сохранили память об утраченном, но и помогли реставраторам воссоздавать памятники национального значения (например, ансамбль Старо-Голутвинского монастыря в Коломне).
Предлагаем вам посмотреть авторский фильм Леонида Парфёнова «Цвет нации» о русском фотографе, изобретателе, пионере цветной фотографии в России Сергее Михайловиче Прокудине-Горском.
Фотографии, использованные в материале: Наследие С. М. Прокудина-Горского, Российское фото, moiarussia.ru,
блог masterok, блог Прохорова Сергея